Общая
характеристика мышления.
В современной психологии мышление принято понимать
как «процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся
обобщенным и опосредствованным отражением действительности».[1]
Заведующая
лабораторией психологии личности Института психологии РАН Альбуханова-Славская
К.А. пишет в своих работах, что мышление - это процесс отражения объективной
действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Хотя
мышление имеет своим единственным источником ощущения, оно переходит границы
непосредственно-чувственного отражения и позволяет получать знание о таких
объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть
непосредственно восприняты человеком. Мышление является функцией мозга и в этом
смысле представляет собой естественный процесс. Однако каждый отдельный человек
становится субъектом мышления, лишь овладевая языком, понятиями, логикой,
которые суть продукты развития общественной практики. Даже задачи, которые он
ставит перед своим мышлением, порождаются общественными условиями его жизни.
Таким образом, мышление человека имеет общественно-историческую природу. [2]
Отличие
мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти
всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и
активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от
восприятия выходит за пределы чувственного данного, расширяет границы познания.
В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и
практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей,
явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые
чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей
и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде
законов, сущностей.
На
практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо
присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании,
воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с
мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их
уровень развития.[3]
Мышление
осуществляется в виде операций, направленных на разрешение определенных задач.
Выделяют следующие операции мышления: сравнение, анализ, синтез, абстракция,
обобщение.
Основными
формами мышления являются понятие, суждение, умозаключение.
Мышление подразделяется на виды в зависимости от используемых средств,
характера решаемых задач, степени развернутости и осознанности производимых
операций, преследуемых при этом целей и качества получаемого результата. Доктор
психологических наук Маклаков А. Г. выделяет следующие виды мышления
При этом психолог
Рубинштейн С.Л. в своей работе «Основы общей психологии» подчеркивал, что ни в
коем случае нельзя недооценивать каждый из видов мышления. «У человека существует
единый интеллект. Но внутри единства,
в зависимости от различных условий, в
которых совершается мыслительный процесс, дифференцируются различные виды
мыслительных операций и характер их протекания». [6]
В подростковом
возрасте происходит качественная перестройка мыслительных операций. Продолжает
развиваться логическое мышление, которое принимает характер абстрактного
мышления. Овладение в процессе обучения системой научных понятий развивает у
школьников среднего звена основы понятийного и теоретического мышления, которое
позволяет ученику решать учебные задачи, ориентируясь на внутренние,
существенные свойства и отношения. Особенностью умственного развития подростков
является разная степень сформированности сложных мыслительных операций, так как
разные мыслительные операции переходят на понятийный уровень в разные сроки и с
неодинаковой скоростью.
Литература
1. Азаренок Н.В. Клиповое сознание и его влияние на
психологию человека в современном мире.// Материалы Всероссийской юбилейной научной
конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна «Психология
человека в современном мире». Том 5. Личность и группа в условиях социальных
изменений. / Отв. ред. А.Л. Журавлев. – М.: «Институт психологии РАН», 2009.
2. Альбуханова-Славская К.А. Мысль в действии. – М:
Политиздат, 1968. – 208с.
3. Безрукова В.С. Все о современном уроке в школе:
проблемы и решения / М.: «Сентябрь», 2004. – 160с.
4. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г.
Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: АСТ, 2009. – 816с.
5. Волков М.В. Проблема изменчивости мышления в
социогенезе [электронный ресурс].-research-journal.org. – режим для доступа к
журн.: http://research-journal.org/featured/psycology.ru
6.
Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории. - М.: Просвещение, 1978. – 144с.
7. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном
обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. – М.: Просвещение, 2011. – 190с.
8. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высших
пед. учеб. завед. – М: ВЛАДОС, 2001г. - 688с.
9. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф.
Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; под ред Л.Н. Боголюбова. – М: Дрофа,2008. –
606с.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб:
Питер, 2002 - 720с.
11. Фрумкин К.Г. Клиповое мышление и судьба
линейного текста. // Ineternum 2010. - №1. – Режим
доступа: http://nounivers.narod.ru/pub/kf_clip.htm

Комментариев нет:
Отправить комментарий