Современный
этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню
развития личности. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» в качестве одной из задач выдвигает формирование молодого человека с
нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на
самостоятельном исследовании окружающего мира. Выпускник школы должен
самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и
искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом
приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности,
быть готовым обучаться в течение всей жизни.
В
условиях модернизации российского образования идет усиление роли дисциплин,
обеспечивающих становление личности и ее успешную социализацию. К ним относятся
история и обществознание, так как они вооружают человека знанием исторического
опыта, что позволяет ему правильно оценивать современные социальные и
политические процессы, способствуют формированию собственной точки зрения в
отношении событий прошлого и настоящего, активной гражданской позиции. Чтобы
быть успешной личностью, нужно научиться быстро реагировать на изменение
окружающейся действительности, а для этого необходимо владеть навыками
мыслительных операций. От того, насколько успешно они сформированы у обучающихся,
зависит и эффективность учебного процесса в целом. Многочисленные наблюдения
педагогов, исследования психологов показали, что обучающийся, не овладевший
приемами мыслительной деятельности, постепенно переходит в разряд неуспевающих.
Мыслительные операции лежат в основе формирования учебных умений, которые находят
свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах и
проверяются на ГИА. На формирование навыков мыслительных операций влияет, с
одной стороны, образовательная среда и учебно-познавательная деятельность, с
другой стороны, социальная среда, которая имеет как положительные, так и
негативные проявления.
В
настоящее время становление и развитие личности происходит в условиях информационного
общества. Современная цифровая культура формирует новый тип мышления, в основе
которого лежит построение информации в виде разрозненных, мало связанных между
собой фактов. Такой способ восприятия информации получил название клиповое
мышление. В силу этого современные подростки затрудняются, а подчас не способны
анализировать какую-либо ситуацию.
Таким
образом, можно обозначить противоречие между заказом современного общества на
самостоятельно мыслящую, творческую личность и фактическими особенностями
подростка в цифровом обществе.

Комментариев нет:
Отправить комментарий